Сакерина Зоя Михайловна
Родилась Зоя Михайловна в апреле 1925 года. Вся педагогическая деятельность прошла в одной Богородской средней школе, в которой проработала 33 года учителем химии после окончания Кировского педагогического института. Детям войны было трудно закончить среднюю школу и учиться в институте, начать работу в трудные послевоенные годы. Шёл 1947 год; в школе было скудное оборудование по химии: было несколько склянок реактивов с этикетками "Вятское земство", а
химическая посуда и вовсе отсутствовала. Зое Михайловне пришлось начинать с нуля. Обратилась за помощью в аптеку, ветлабораторию, больницу. Так, по крупицам, вместе с учениками начали оборудовать кабинет. Своими силами готовили наглядные пособия, раздаточный материал. В первые годы работа давалсь нелегко: не хватало опыта, не всегда удавалось найти верные методические приёмы. Но было великое желание стать мастером своего дела, поэтому приходилось систематически много заниматься самообразованием, проходила курсы усовершенствования учителей в городе Кирове, МОскве. Училась сама и учила детей.
Тщательно продумывала каждый урок, предъявляла высокие требования к себе и к учащимся, старалась развить интерес учащихся к предмету, путем использования дополнительной литературы. Зоя Михайловна серьёзное внимание обращала проведению химического эксперимента, изучала индивидуальные особенности учащихся. Все это положительно сказалось на идейно-теоретическом уровне преподавания, повысилась успеваемость учащихся; 46-49% обучалось на "4" и "5". Многим учащимся полученные в школе знания пригодились в своей будущей профессии (учителя химии, агрономы, фармацевты, врачи, лаборанты). Углубленное изучение своего предмета, привлечение дополнительного материала, литературы позволили развить интерес учащихся к предмету.
Используя различные методические приёмы (проблемные ситуации, химический эксперимент, знакомство с достижениями химической науки и промышленности и т.п.). Зоя Михайловна добивалась активного участия в учебном процессе самих школьников.
Много сил и времени потребовалось для создания химического кабинета, отвечающего всем требованиям программы. В течение многих лет систематически проводилась внеклассная работа по химии. Члены кружка "Юный химик" проводили вечера, викторины, читали доклады и ставили занимательные опыты не только для учащихся, но и для населения. Большая работа кружковцами проведена по сбору материала для кабинета. За участие во ВСесоюзном смотре "юных химиков" заняли призовое место среди сельских школ нескольких областей и награждены Грамотой Всесоюзного химического общества и путевкой в лагерь "Орбиталь" в Казани. С годами накопился и педагогический опыт, который Зоя Михайловна старалась передать начинающим коллегам. Учитель проводил открытые уроки, руководил методическим объединением учителей химии района.
В последние 5-6 лет работы ежегодно выступала с докладами в институте усовершенствования учителей, на курсах учителей химии области, перед студентами 3-4 курсов педагогического института г.Кирова. Опыт работы Зои Михайловны был обобщен в Богородской школе, в методкабинете РОНО, в институте ИУУ.
Как классный руководитель (8-10 кл), Зоя Михайловна опиралась на актив класса, поддерживала инициативу детей, добивалась сознательной дисциплины учащихся и полной успеваемости. Выполняла общественную работу: в течение 8 лет избиралась секретарем партийной организации школы, 2 года председателем райкома профсоюза работников просвещения, была лектором общества "Знание".
Труд Зои Михайловны Сакериной был высоко оценён. В 1967 году она награждена значком "Отличник народного просвещения РСФСР", в 1971 году - Орденом "Знак почёта", в 1980 году - медалью "Ветеран труда". Ей присвоено звание "Учитель-методист".
Уходя на заслуженный отдых, Зоя Михайловна сказала:
"Всеми успехами я обязана дружному, доброжелательному коллективу, в котором трудилась. Я полна уверенности, что все положительное в работе, приобретенное старшим поколением, будет использовано молодыми коллегами в нелёгком, но почетном педагогическом труде".
/По материалам сборника "Учителя естественно-географического цикла"/

|