Путинцев Виктор Сергеевич
Главная
Расписание уроков
"Школьные ведомости"
Гостевая книга
 
logo
 
Путинцев Виктор Сергеевич
 

Путинцев Виктор Сергеевич
Родился Виктор в 1929 году в деревне Дворинка Лебяжского района Кировской области. Там он посещал детский сад, где ребятишек учили рисовать, петь, выразительно читать... Так состоялось его первое, тогда, конечно же, еще неосознанное приобщение к миру прекрасного. А затем была местная школа, куда мальчик поступил учиться в 1935 году. Правда, вскоре Дворинку пришлось оставить, так как отец, назначенный после окончания милицейского училища оперуполномоченный, был направлен на работу в село Богородское. Известно, что люди подобной профессии обычно очень долго на одном месте не задерживаются. Поэтому после Богородского было еще село Уни, а затем город Нолинск (ранее Молотовск), где семья наконец-то обосновалась.
В школьные годы Виктор создавал плакаты и наглядные пособия для военного кабинета, выполнял рисунки в сатирических стенгазета, участвовал в конкурсах юных художников. Рисование стало его любимым занятием, и, как результат, возникло желание всецело посвятить себя искусству.
В 1946 году, закончив Нолинскую среднюю школу, Путинцев отправился в Ленинград для поступления в институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Но вот беда - родных и знакомых в Ленинграде он не имел, а поврежденное во время бомбежек общежитие института еще не успели восстановить. Жить было негде. Поэтому пришлось на ходу менять планы и вместо художественного вуза подавать заявление в педагогический.
Началась учёба, знакомство с прекрасным городом, его улицами, площадями, бессмертный сокровищами государственного Эрмитажа, государственного Русского музея. А затем возникла мысль о переводе поближе к дому - в Кировский педагогический институт, что и было сделано.
В студенческую пору Путинцев, прекрасно понимая, что в жизни он должен рассчитывать прежде всего на самого себя, большое внимание уделял саморазвитию. В это время круг его интересов значительно расширился. Внимание привлекали литература, драматическое, хоровое, танцевальное искусство. С ними он знакомился в студенческих кружка. А в изостудии при областном Доме народного творчества молодой человек постигал основы ремесла художника, учась у Н.А.Захваткина и С.С.Двинина. Помимо этого, Виктор посещал различные спортивные секции, участвовал в соревнованиях.
В 1950 году, получив свободный диплом с отличием, Путинцев на протяжении года работал литсотрудником в областной молодёжной газете "Комсомольское племя", одновременно выполняя там и обязанности художника. Кроме того, он продолжал занятия по изобразительному искусству, посещая студию при Кировском отделении Союза художников РСФСР, пользуясь практический и теоретическими советами А.А.Потехина, Ф.А.Шпак, С.Н.Мезенцева.
В 1951 году Виктор Сергеевич вернулся в Нолинск. Началась его педагогическая деятельность, которая длилась сорок с лишним лет. Хотя в школе Путинцев был учителем русского языка и литературы, ему в разные периоды времени приходилось также преподавать психологию, логику, изобразительное искусство, историю мировой культуры, дизайн. Такой уж это разносторонне развитиый человек. В тот же период Виктор Сергеевич заочно окончил аспирантуру по специальности "Методика преподавания литературы", успешно защитил кандидатскую диссертацию и за многолетнюю педагогическую был отмечен почетным званием Заслуженного учителя школы РСФСР.
Литература для Путинцева становится не только предметом школьного преподавания, но и областью применения собственных способностей. Он пишет лирические стихи, басни, пародии, эпиграммы, выступает как прозаик - беллетрист и публицист. Его произведения печатаются на страницах различных газет и журналов, а в конце 1990-х - начале 2000-х годов одна за другой выходят книги Виктора Сергеевича. Среди них "Лирика. Сатира. Юмор" (стихи. 1990 г.), "За и против" (стихи и проза, 2003 г.), "Гвоздь" (басни, 2005 г.). Медаль имени А.С.Пушкина - достойная награда за его литературную деятельность.
Но, пожалуй, Виктор Сергеевич еще более известен как художник (живописец и график). За десятилетия творческой деятельности Путинцев был участником многочисленных всесоюзных, всероссийских и областных выставок народного творчества, первая из которых (всесоюзная), состоялась еще в 1947 году. Его персональные смотры, начиная с 1949 года, многократно открывались в г.Кирове, а также в Нолинске, Лебяжье, Неме, Уржуме, вызывая заинтересованное внимание зрителей. Произведения художника находятся в государственных учреждениях и частных собраниях разных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и других), а также многих стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Германии, Франции, США, стран Балтии. Так что зрительская аудитория у Путинцева широка и разнообразна.
Говоря о живописных произведениях художника, следует отметить их жанровое многообразие. Он создает портреты, стремясь уловить своеобразие внешнего облика и особенности внутреннего мира портретируемых, выполняет натюрморты, лучшие из которых привлекают удачным подбором предметов изображения, умением передать их объем, материальность, пластическую красоту и цветовое богатство. Но прежде всего Путинцев - пейзажист, в центре внимания которого родная вятская земля, запечатленная им во всем многообразии и неповторимости её примет.

/По материалам книги "Виктор Путинцев: Графика, живопись" (составитель - Двинянинова Л.С.) - Киров, О-Краткое, 2008/

Фото1.Виктор Путинцев (первый слева в нижнем ряду) с одноклассниками Богородской начальной школы (фото конца 30-х годов)
Фото2.В.С.Путинцев на персональной выставке в художественном музее им.А.М.и В.М.Васнецовых (фото 2009 года)
Фото3.Нолинский клуб поэтов "Воскресение" (фото 2013 года)

Здесь вы можете познакомиться с творчеством художника: http://www.nolinsk.com/publ/khudozhniki/khudozhnik_putincev_v_s/7-1-0-179


Страницы памяти (отрывки из воспоминаний самого В.С.Путинцева):

Отец
Отца в раннем детстве я видел всего два раза: впервые - когда он приезжал на несколько дней в отпуск из армии, вторично - из училища рабоче-крестьянской красной милиции, в котором оказался сразу после армейской службы. Обе встречи помню отчётливо, как будто они происходили вчера.
Вот первая. Я повернул голову в сторону распахнушейся двери: из неё вместе с голубоватыми клубами холода в избе появился незнакомый человек. На его голове было что-то серое, остроконечное, с большой малиновой звездой, маленьким козырьком под ней и длинными висячими ушами с боков; на плечах тоже что-то серое до полу. Человек без "Здорово живём!" - сразу ко мне, меня - под мышки, к своей холодной колючей груди. Кололись и его щёки - не как у мамы. Я заревел и стал рваться к ней: испугался. А она вся так и светилась от радости: "Не бойся! Это твой тятя!"
В тот же день тятя усадил меня на свои колени и начал стричь. Я услышал: "Абсолютно зарос!" "Неужели кто-то солил мою голову?" - тревожно размышлял я, стараясь разгадать смысл слова "абсолютно". А отец командовал: "Сделай шею колесом!" - и несколькими щелчками ножниц снял волосы с затылка и темени. Голове стало легко и прохладно. А в груди что-то потеплело к отцу, тем более что мама смотрела на него, не отрывая восторженных глаз.
Второй приезд запечатлелся в памяти ещё ярче. Отец на этот раз был в зеленой фуражке с блестящим черным твёрдым козырьком, в зеленой перекрещенной ремнями гимнатерке и в хромовых сапогах. Он привёз с собой большой чемодан, туго набитый подарками. На столе выросла целая гора из них. Женщины примеряли цветастые платки и шали, гладили куски материи и произносили новые для меня красивые слова: маркизет, ситец, шёлк, фланель. Дед получил новые очки в футляре, я - маленькую гармошечку с тремя деревянными планками на правой стороне и двумя металлическими - на левой. Мне показали, как нажимать на них, и я стал проверять возможности инструмента, не переставая наблюдать за тем, что происходило в избе.

Мама
У мамы были сильные руки, умевшие делать самую грубую и самую тонкую работу, ясный, практичный ум и огромное любящее сердце. Она сделала всё возможное, чтобы спасти "свою кровиночку" от смертельно опасных, коварных болезней, которые преследовали меня в детстве. Я перебол коклюшем, скарлатиной, дифтеритом, малярией, дизентерией, оспой. Помню, как хлопотала мама возле меня, Днём и ночью меняя на ране от гвоздя повязки с листьями подорожника и с паклей, пропитанной раствором воды и хозяйственного мыла. А я метался в жару, терял сознание. Как же она радовалась, когда я в очередной раз возвращался с её помощью к жизни!
Хоть я и мал был, но чувствовал, насколько тяжело было маме переносить разлуку с отцом. Её тоска по любимому выплескивалась, когда она вместе с подругами пряла и пела: "Летят утки...Летят утки и два гуся". Я различал в красивом многоголосии высокий родной голос. Однажды она усадила меня на колени, вложила в пальцы моей правой руки химический карандаш, зажала мой кулачок с карандашом в свою ладонь. Другую мою руку велела прижать к чистому листку бумаги, лежавшему перед нами на столе. «Прижми пальчики к бумаге, растопырь, а теперь обведем их карандашом". Мы старательно обвели карандашом каждый пальчик, и на бумаге я увидел руку, точь-в-точь такую же, какая была у меня! Я был изумлён. «Пошлём эти пальчики тяте в письме, и он будет знать, какой ты уже у нас большой», - сказала мама, радостно улыбаясь. Я начал оставлять очертание моей руки, где только было можно, чтобы все знали, какой я большой.
У тех пор не расстаюсь с карандашом: с его помощью можно умножать и продлевать жизнь всего, что тебе интересно и дорого.
Когда Дворинка стала колхозом, дед, избранный председателем, послал маму учиться в Лебяжье на воспитателя детского сада. В воскресные дни мама приезжала домой, и я видел, как она полушёпотом читала написанное крупным корявым почерком в тетрадях, расчерченных в косую линию. После того как курсы были завершены, дед повёз маму и меня в Елизарово, где были сельсовет и магазин. В сельсовете «выправили» какие-то бумаги, а из магазина вынесли и погрузили в телегу множество картонных коробок и бумажных рулонов. В коробках были детские игрушки, полотенца, простыни, мыльницы с мылом, зубные щётки и баночки с зубным порошком. В рулонах - цветные плакаты. Мама стала заведующей и воспитательницей колхозного детского сада, избу для которого предоставила одинокая пожилая наша родственница, получившая должность завхоза и кухарки. Дом и двор у неё были просторные. За большим обеденным столом места хватало всей нашей пёстрой компании, которая насчитывала около десятка душ.
В детсадовской жизни мне нравилось всё, кроме послеобеденного «мёртвого часа»: хотелось бегать, а приходилось лежать на полу, закрывшись лёгкими простынками от вездесущих назойливых комаров и мух. Чем только не занимались мы под руководством мамы, которая уделяла каждому столько же внимания, сколько и мне: водили хороводы с песнями, прыгали с мячами и скакалками, играли в подвижные игры и игры на сообразительность, учились чистить зубы зубной щёткой. Мама медленно и отчётливо читала нам сказки и стихи, и я на всю жизнь запомнил: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам!». И ещё: "Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут: он хороший мальчик». Все с увлечением рассматривали рисунки на кубиках, с помощью которых легко запоминались буквы алфавита, и я быстро научился складывать из них короткие слова: дом, дым, кот, рот. Потом стал осиливать и длинные: рука, корова, лошадь. Увлекали занятия по рисованию. Помню свой первый рисунок - гриб на толстой ножке с коричневой шляпой. Он всем понравился, и это было лучшей наградой.
У мамы было природное чувство меры - чувство красоты. «Баско? Глянется?» - спрашивала она меня, показывая сотканный ею половик с узором собственного изобретения, и сама больше всех радовалась творческой удаче. Я помню разнообразные узоры на стёганных ею ватных шёлковых краевых одеялах, клубки цветных ниток, которыми она вышивала полотенца. Помню красивые - «верёвочкой» - кромки её пельменей, ватрушек и пирожков. Она любовалась ими, как ребёнок. Сделать приятное людям, «уноровить» всем было в её натуре, составляло смысл её жизни. Она радушно "привечала" всех, кто появлялся в нашем доме. Провожая, искренне просила: «Не осужайтё!»
Мама была педагогом от Бога. Ни разу не повысила она на меня голос, не читала нудных назиданий, не принуждала что-то делать, не заваливала подарками, хвалила осторожно - улыбнется, погладит по голове. Только один раз она ударила меня, совсем еще маленького: я получил деревянной ложкой по лбу, когда первым потянулся за куском вкусно пахнувшего разваренного мяса за обеденным столом. "Вот теперь твоя очередь", - сказала мама, когда по куску взяли сначала дед, а потом остальные по старшинству.
Мама умела работать, любила веселить и веселиться, была плясунья и певунья. Как же мне повезло!

Переезжаем в село Богородское
Мне шёл седьмой год. В начале лета дом в Дворинке был продан, и мы покатили на двух телегах, доверху загружённых разным скарбом, в неведомые края. Долго ждали паром, чтобы перебраться через Вятку. Паром отчалил. Я смотрел на медленно удаляющееся село, сердце щемило: увижу ли я когда-либо эту красоту?
Богородское - не Дворинка, но и не Нолинска, не Уржум - что-то среднее. Въехав в село, мы сначала по пологому склону спускались к речке с деревянным мостом. Потом поднимались некруто к центру, где были несколько каменных зданий и полуразрушенная церковь. Остановились и выгрузились во дворе каменного дома, в котором нас ждала большая светлая пустая комната. Тут, в цыганском неуюте, жили до конца лета. Отец с утра уходил на работу. Мама тоже: она устроилась акушеркой в больнице. Дед и бабушка маялись от безделья. Дед убивал время, читая газеты и слушая радио, знакомство с которым пришлось ему по душе.
Я сразу же приступил к обследованию села. Быстро познакомился с несколькими сверстниками, а те познакомили меня с грудами кирпичей возле разваливаемой церкви, со стадионом и с рекой Лобанью, до которой, миновав уже знакомый мне мост, надо было идти да идти по лугам. В Лобани мы купались, ловили раков и жарили их на углях костра. Под красной скорлупой рачьих клешней и хвостов было вкусное белое мясо. Еще вкуснее оказалась халва, купленная на деньги, вырученные от костей и тряпья, два мешка которых мы насобирали, рыская по селу, и сдали в "Заготсырьё".

В Богородской начальной
Приближалось первое сентября. К этому времени мы уже переселились на постоянную квартиру в деревянном доме на середине улицы, спускавшейся к мосту. Мне сшили что-то вроде гимнастерки, купили заплечный ранец, загрузили его тетрадями, учебниками, пеналом. И я отправился свежим погожим утром в здание начальной школы, где уже числился в списке учеников второго класса.
Я уселся на первую парту рядом с круглолицей рыжеволосой девочкой, в которую сразу влюбился и про которую узнал, что её зовут Леной Рябовой. Она была немного похожа на вошедшую в класс учительницу, румянощёкую и светлоглазую, которая тоже сразу понравилась. Анна Осиповна Юрпалова была спокойной и доброй наставницей, с которой всё делалось легко и просто. Я с радостью показывал маме "Хорошо" и "Отлично", крупно и красиво выведенные учительской рукой красными чернилами в моих тетрадях по чистописанию, русскому языку, арифметике и альбомах для рисования.
Когда нас приняли в пионеры и мы стали ходить в красных галстуках, мы выросли в собственных глазах. Меня избрали в редколлегию отрядной стенгазеты. Вместе с Пашей Балобановым я рисовал бои в районе озера Хасан, о которых сообщало радио и рассказывала наша пионервожатая. У Паши здорово получались красноармейцы, бегущие в атаку с винтовками наперевес, а у меня лучше выходили танки, самолёты и взрывы. Мы как будто сами участвовали в сражениях, кричали: "Ура!», «Тра-та-та-тата!», «Бах! Бах!»
После уроков строем маршировали и пели: «Возьмём винтовки новые, на штык - флажки, и с песнею в стрелковые пойдём кружки!» В стрелковые кружки мы не ходили, их у нас, второклассников, не было, зато дружно, целыми классами ходили на кинофильм "Чапаев", который показывали много дней подряд. После уроков играли в Чапаева и чапаевцев.
В классе меня тянуло к тем, кто был лучше. Мама не раз говорила: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Сел на одну парту с Валей Косенковым. Молчаливый, темноволосый, он быстрее других умножал и делил, уверенно рисовал, обгонял всех нас на лыжне. Я смотрел на своего соседа снизу вверх - с уважением и ревнивой мальчишеской завистью. Зато как ликовал, когда нашёл решение трудной арифметической задачи одновременно с ним!
Чтобы не отставать от Косенкова на лыжне, вечерами, когда уже темнело, пыхтел один на проложенной самим недалеко от дома круговой трассе. Однажды я побывал у Вали дома. Мы засели срисовывать с цветной открытки ни много ни мало «Трёх богатырей» Васнецова. Отец моего кумира, большой начальник - предрик, похвалил взглядом наши акварельные копии. Мне показалось, что моя ему понравилась больше. Душа у меня пела петухом. Как много значит для пацана внимание и одобрение старшего!
В четвёртом классе держал равнение на нового соседа по парте - Юру Машковцева, добродушного увальня по прозвищу Мехряк. Он был круглый отличник. Жил недалеко. Сразу после уроков я бежал к нему. Мы вместе выполняли домашние задания. Экзаменовачи дрeu друга на полноту и точность ответов, вместе решали задачи. Надо ли говорить, как это помогало обоим в учёбе. Дружба, что и говорить, - замечательная штука.

После уроков
Покончив с домашними заданиями, Юра брался за любимое дело - чтение книг. Меня тянули к себе лыжи и коньки. Устав гоняться друг за другом, петляя между деревьями за речкой, мы проверяли себя на смелость. "Слабо скатиться здесь?" - подзадоривали мы друг друга и летели вниз с крутого речного берега в самых рискованных местах. Однажды додумались даже прыгать на лыжах с крыши невысокой баньки, стоявшей у берега!
Лес, река, улица были настоящей школой физической закалки и мужества. Героем считался тот, кому удавалось зацепиться крюком на дальнем конце жёсткой проволоки за задний борт грузовика и прокатиться на лыжах или коньках "зайцем" вдоль улицы. За такое геройство я чуть не поплатился жизнью. Прикрутив снегурки к валенкам и вооружившись проволочным крюком, я отправился на охоту за грузовиком. Автомобили тогда появлялись на улицах не часто. Мне повезло... Полуторка, за которую я зацепился, ехала в середине села медленно. А на окраине стала набирать скорость. Я наслаждался. Вдруг...в глазах сверкнула молния...Дальше - тьма. Очнулся с гудением в голове. Она была словно налита свинцом. Руки и ноги - тоже. Оказалось, коньки запнулись о дорожный хохряк, и я хлопнулся со всего маху лбом о еще слабо заснеженную землю. Встал на ноги с трудом. В окнах уже начали зажигаться огни. Ни родителям, ни бабушке с дедом о случившемся ничего не сказал. Но не все можно было утаить!
...Поздняя осень. Ясное, солнечное, морозное воскресное утро. Пруд подо льдом. Лёд прозрачный, тонкий, однако уже «держит». Правда, под человеком прогибается и с тихим звоном пускает одну за другой трещины, так что сближаться нельзя, и смельчаки катаются, стремясь держаться подальше один от другого.
- Вить, лови! - слышу я знакомый голос приятеля, который бросает что-то в мою сторону. Вижу: это металлический бильярдный шарик. Он, сверкая, катится ко мне. Я снимаю шапку и ловлю шарик ею, как силком. Заглядываю в «силок», а он... пустой!
- Чудо-юдо! - кричу. - Был шарик - нету шарика!
Этот крик привлёк видевших, как я ловил сверкавшую кругляшку, они - ко мне... И я почувствовал, что проваливаюсь. Солнечный свет потускнел, словно его резко кто-то загородил серовато-охристой полупрозрачной простынёй. Лицо обжёг холод. «Тону!» - отчётливо мелькнуло в голове, и я начал молотить руками и ногами. Солнце, которое слабо мерцало сквозь пелену воды, начало приближаться, как вдруг кто-то дерганул меня за валенок вниз. Мимо промелькнула вверх чья-то искажённая ужасом физиономия с вытаращенными глазами. Я ошутил, что валенок с моей ноги наполовину сдёрнут. Чтобы не потерять его, перестал молотить ногой, на которой он едва висел, и с двойной яростью стах мотать другой и загребать руками. Голова начала кружиться: силы заканчивались. Я был на волоске от потери сознания, когда пересёк грань, отделявшую воду от воздуха, жизнь от смерти.
«Жив!!! — кричало всё во мне. — И валенок с коньком - на ноге!» Перед моими глазами предстала незабываемо-радостная картина: от меня, как тараканы, ползли в разные стороны мои друзья! И я устремился за ними. Лёд немного прогнулся у краёв полыньи вниз, вода залила его, и я не столько заполз, сколько заплыл на его спасительную твердь. Когда приближался к дому, всё сверкало и звенело на мне. Наверное, я был похож на рыцаря в латах. Бабушка с трудом освободила меня от ледяных оков и, дав стакан горячего молока с мёдом, уложила на свою печную лежанку. Обласканный теплом, я заснул.
- Водолазом будешь, - пошутил отец, узнав о случившемся.
Но ему было не до шуток, когда я чуть не застрелил своего друга Тольку. Мы вдоволь наигрались и "чиж-палку" и "колесо" (кто дольше не уронит жестяной обруч, заставляй его катиться ударами деревянного черешка), в "разведчиков": честно считая до ста, все разбегались в разные стороны и прятались, после чего каждый старался первым обнаружить другого. «Путя, ты в лопухах! Пиф-паф! Ты убит!» - кричал Толька, празднуя победу. Но бывал и «на моей улице праздник»...
Лопухи служили не только местом для укрытия при игре в "разведчиков", во и оболочкой для "бомб": в широкие листья, свёрнутые конусом, мы упаковывали, как в кульки, несколько горстей дорожной пыли - её мною было на нашей улице и обеими руками старались как можно выше подбросить их в воздух. Когда кулёк шлёпался о землю, оболочка разрывалась и пыль клубом разлеталась во все стороны, как пороховой дым во время взрыва. "Бабах!" - кричали мы в этот момент.
Ещё интересней было стрелять из игрушечной пушки, которую купил мне отец. Постреляв из неё, мы шли палить из настоящего ружья. Оно висело на стене в Толькиной квартире, располагавшейся на втором этаже деревянного дома, который был недалеко от нашего. Ружьё всегда было «холостым». Толька снимал его со стены, взводил курок и, прицелившись в кошку или в меня, нажимал на спусковой крючок. Вслед за Толькой то же самое делал и я. Ружьё было тяжёлое, и поначалу взводить курок было страшно. Потом страх прошёл. Щёлкалось уверенно, привычно.
Вот и на этот раз я взял друга на прицел, хотел нажать на крючок, по тут во дворе раздался громкий плач Толиной сестрёнки. Толя - к ней. Я вешаю ружье на степу и, чтобы не оставлять его на взводе, нажимаю спуск. ТАРАРАХ!!! - и всю комнату заполняет сплошная молочного цвета известковая пыль от побелки и штукатурки. Я в этой пыли интуитивно нахожу направление к двери и лестнице и, не помня себя от ужаса, бегу домой. Открываю калитку в огород и прячусь за грядками, потом - в кусты сирени.
Через какое-то время в дверях калитки появился отец с ремнём... не на гимнастёрке, а в руке. Он не видел меня, но позвал: «Где ты? Выходи!» Я покорно вышел. Должно быть, по моему виду поняв, насколько глубоко я потрясён случившимся: не потрясён, а раздавлен, убит, - отец ни слова не сказал и ремень в дело не пустил. До сих пор я благодарен ему за это. Молчание - иногда самый мудрый судья и воспитатель.
Ничего не сказала мне и мама ещё раньше, когда я не сумел скрыть от неё две свежие рваные раны на кисти руки. Пришлось признаться ей в жутчайшем преступлении.
Я с двумя товарищами, братьями Товкой и Вовкой, решил проверить, пробьёт пуля отцовского нагана нашу печку насквозь или нет. Видя, как отец чистит наган и заряжает его патронами из коробки, хранившейся в верхнем ящике бельевого шкафа, я подумал: патронов много, их почти не убудет, если я возьму себе один. И когда никого дома не было, я стал обладателем металлического, величиной с мизинец, цилиндра, из которого смотрела тупая пуля. Не показать такое приобретение друзьям было сверх моих сил. Показал. А что дальше? С решением этого вопроса медлить было нельзя, и у нас родилась гениальная идея. Мы поставили к печке стул, положили патрон на дальний от неё край, выдвинув немножко за кромку сиденья, чтобы под капсюль патрона можно было поднести огонь спички. Я поднёс зажжённую спичку к капсюлю - но выстрела не последовало. Зажёг вторую... Сколько сжёг, не считал. Подумал: патрон негодный. Вдруг - вспышка и одновременно хлопок! Патрон, разорвавшись, продырявил своими раскорёженными краями мякоть моей ладони между большим и указательным пальцами и упал на пол. Сначала я даже не почувствовал боли. Рана была не очень большая и не кровоточила, у неё были синие края. И от неё пахло пороховым дымом. Удивительно, что, пережив мгновенный шок и убедившись, что никто не убит, мы устремились рассматривать не мою рану, а развороченный патрон и пулю, которая, оставив на стенке печки совсем небольшую вмятинку, спокойно лежала на полу. Озадаченные неожиданными результатами эксперимента, мы стали думать о том, как оставить всё в тайне. О случившемся узнала от меня только моя мама, которую заинтересовала неумело сделанная верными друзьями повязка на моей руке.

Товка и Вовка
Товка и Вовка Созиновы родителям ничего о наших боевых испытаниях не рассказали, тем более что их отец был начальником милиции, а значит, и моего отца. В комнате у них было светло, чисто и стояло много книг на этажерке. Одну из них - о Чуке и Геке - мама Товки и Вовки читала нам вслух. А потом мы крутили диск с нарисованными по краям красноармейцами. Диск можно было крутить рукояткой и смотреть на него в небольшую прорезь загородки, тогда вместо многих солдат был виден один, но не застывший на месте, а шагающий!
Ещё у Созиновых привлекал калейдоскоп. Меня трудно было оторвать от него - хотелось смотреть и смотреть на удивительные цветные узоры, которые обновлялись при каждом повороте волшебного цилиндра.
Созиновы дали попробовать виноград, привезённый из Крыма, где начальник милиции отдыхал на курорте во время отпуска. Товка и Вовка показывали фотографии с морем и пальмами, с мужчинами в белых брюках и женщинами и белых шляпах. Люди в белом толпились возле белых дворцов. Это многолюдство не походило на то, которое и видел но время субботника, когда всё село вышло с топорами, пилами и лопатами на работу по устройству заречного парка, или на многолюдство во время мервомайских и ноябрьских демонстраций или во время выборов в Верховный Совет СССР: тут никого и белых штанах и белых шляпах не было. Но зато было много красных флагов в блестел инструментами духовой оркестр, которым руководил Мокрецов, игравший на трубе.

За таким - в огонь и в воду
Я записался в руководимый Мокрецовым детский кружок духовых инструментов. Занятия проходили в мрачноватом фойе Дома культуры. Мне хотелось играть на трубе или барабане, а дали никем не занятый альт. Скоро выдувать однообразные гаммы мне надоело. Я перестал ходить к низенькому, пожилому Мокрецову и переметнулся в школьный кружок ИЗО, узнав, что им руководит ссыльный прибалт Олег (отчество не помню), который при появлении в Богородском сразу же обратил на себя внимание ребятни тем, как плавал и как скользил на лыжах. Мы плавали по-собачьи или сажёнками, а он - стремительным кролем. Мы тогда не знали этого слова. Не знали и слова «перекидной». Так называется стиль, который позволяет лыжнику развивать большую скорость на равнинных участках и который мы тотчас же собезьянничали у молодого учителя рисования.
Он был ослепительно красив, особенно в профиль. Идеально сложен - даже лучше, чем мой отец! На уроках рисования и занятиях кружка он почти ничего не говорил - он показывал, что и как надо делать, как держать карандаш и кисть, как смачивать водой бумагу, наносить на неё краски. Одно округлое движение руки с карандашом - и на его листе бумаги, прикрепленной к планшету, возникал контур яблока. Все повторили за учителем. Он осторожным, мягким прикосновением кисти заполнял жёлтым цветом половину контура яблока, прополаскивал кисть, набирал на неё красную краску и наносил её рядом с жёлтой. На границе два цвета соприкасались, сливались и мягко, красиво переходили один в другой. Яблоко получалось как живое!

Из начальной - в среднюю. Гутен таг!
Мне повезло на учителей. Не мне одному, конечно, - всем богородским ребятам. Правильнее - всем ребятам нашей тогдашней Страны Советов. Это громко сказано, но это так. Пятый класс я начинал уже в новом, только что построенном двухэтажном здании Богородской средней школы. В светлый, просторный класс только что построенного здания, где ещё пахло свежей краской, я вошёл с волнующим ожиданием чего-то необычного: знал, что каждый предмет будет преподавать отдельный учитель.
И вот в класс на первый урок, урок немецкого языка, вошла в белой кофточке и чёрной юбке чуть ниже колен совсем молоденькая учительница. «Гутен таг!» - приветливо сказала она, и мы, повинуясь жесту её рук, встали, поняв, что она поздоровалась с нами. После этого она, так же жестом, приказала нам сесть. Жест сопровождался словами: «Зетцен зн ойхь!» Было совершенно ясно, что «зетцен» — это "садитесь!"... Учительница показала на себя и произнесла «Майне наме...» Дальше мы услышали её имя и отчество. «Майне» было похоже на "моё", "наме" - на «имя», и мы догадались, что она сказала: «Моё имя - ...» К сожалению, я не запомнил ни имени, ни отчества, ни фамилии этой замечательной учительницы. Она не сказала в течение урока ни одного слова по-русски, но мы поняли, что немецкое «бух» - книга, познакомились с немецким алфавитом и даже научились читать: «Анна унд Марта баден». Эта же учительница пришла на урок пения, принеся с собой патефон, завела его и по¬знакомила с песней «Любимый город». У «немки» был очень приятный серебристый голос, и в конце урюка мы вместе с ней уверенно и с удовольствием пели: «Любимый город может спать спокойно, и видеть сны, и зеленеть среди весны».
Чуть старше была учительница русского языка и чтения. Её фамилию я запомнил: Урванцева. Эта черноволосая учительница тоже была очень красива. Она награждала хорошие ответы такой доброй улыбкой, что мы лезли из кожи, чтобы её заслужить. Естествознание мы полюбили за экскурсии в природу и за «картинки», приносимые на уроки: большие красочные изображении цветов, листьев деревьев. Учительница была для нас не биологичка, а биологиня - высокая, величественная, в зелёном платье и со светло-золотистыми волосами. Сочетанием этих цветов она напоминала растение лютик, рассказывая о строении цветка которого, строгим взглядом обрывала хихикание девочек при показе тычинок и пестиков. Очень разными были мои новые наставники: хорошие учителя не походят друг на друга.
Сразу "уважать себя заставил" жёсткой требовательностью учитель географии, низкорослый конопатый крепыш, он же - проворный нападающий в сборной села по футболу.

Футбол
Я любил футбол. Восхищался лучшим нападающим богородской сборной - красивым грузином, когда тот обводил игроков сборной соседнего села Уни. Переживал за своего отца: он был самым быстрым на поле, но... голы забивали другие. У меня меткие удары тоже не получались. Однако даже старшие по возрасту пускали меня в свои команды, потому что я приносил с собой отличный футбольный мяч, который купил мне отец. Такого мяча ни у кого больше не было.
Однажды отец взял меня с собой, когда богородские футболисты ездили на матч в Суну. Дорога была долгой. Ехали в открытом кузове грузовика. Трясло основательно. Сыграли вничью. Очень переживал за отца. Его, устремившегося на предельной скорости к чужим воротам, принял на корпус плотный защитник - перебросил через себя. Я был возмущён судьей, который никак не наказал костолома, и восхищён дорогим мне человеком: он после головокружительного кувырка приземлился на обе ноги и продолжал играть, как будто ничего не произошло.
В деталях помню свою первую футбольную удачу. Взъёмом голой ступни я плотно "зацепил" отскочивший передо мной мяч, и тот перелетел защитников и нерасчётливо выбежавшего из ворот вратаря-«дырку». ГО-О-ОЛ! Правильно говорят: всё, что в первый раз, не забывается.


/По материалам книги "В.С.Путинцев "Жить - творить. Страницы памяти" - Киров, Кировская областная типография, 2018"./

Фото1.Виктор Путинцев
Фото2-3.В.С.Путинцев на встрече в Богородской центральной районной библиотеке им.Павленкова


Калашников Владимир Владимирович © 2008 - 2010      | Информация об авторе |