Кочанов Константин Ефимович
1914 - 1978
Родился 22 декабря 1914 года в д.Кычаны Лево-Никулинского сельсовета (Лобанского сельсовета) Богородского района.
В 1930 году окончил Богородскую среднюю школу II-й ступени, с 1930 по 1939 гг. работал директором школы в деревне Фочата Кировской области. Ещё в 1936 г. К.Е.Кочанов поступает на заочное обучение в Кировский государственный педагогический институт им.В.И.Ленина, окончить учёбу помешал призыв в армию. 10 октября 1939 года он был призван в армию, в военное училище, которое закончил в звании младшего лейтенанта.
Наступили самые тяжёлые годы для всего советского народа – годы Великой Отечественной войны. В 1941 году был мобилизован на фронт, прошел всю войну, закончив её в звании капитана. До самой победы воевал за свою родину.
Служил командиром взвода 133-го инженерно-саперного Черкасского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого батальона 9-й инженерно-саперной бригады 4-го Украинского фронта (там же служила и его будущая жена), куда в 1944 году на Буге пришел в составе пополнения.
Занимались и строительством мостов. Сколько же было построено переправ через реки, речки, болота – и не сосчитать. Но одно можно сказать точно: взвод Константина Кочанова обеспечивал в срок наступление наших войск через все преграды. А каких только мин не ставили фашисты, стараясь задержать наступление советских войск. И все эти мины обезвреживались советскими саперами. Вышел в отставку Константин Ефимович в звании старшего лейтенанта.
Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Орден Красной Звезды (октябрь 1944 года), медаль «За отвагу» (май 1945 года).
Выписка из наградного листа: «Взводу лейтенанта Кочанова была поставлена задача: двигаясь за наступающими частями, разминировать маршрут Тротена-Жилина-Бистрице. Действуя непосредственно в боевых порядках пехоты, взвод лейтенанта Кочанова проверил на наличие минниц полей и МЗД 2000 километров маршрута и обеспечил его указателями. В процессе производства разведки и разминирования взвод неоднократно действовал под пулеметным и артиллерийским огнем противника, однако лейтенант Кочанов показывал личный пример сержантам и рядовым, обеспечивал своевременное разминирование маршрута, беспрепятственный проезд транспортам армии. При выполнении любых задач лейтенант Кочанов показывает пример высокой дисциплинированности, мастерства и мужества, за что вполне достоин Правительственной награды – ордена Отечественной войны 2-й степени».
В 1945 году приказом политотдела по батальону их брак был зарегистрирован. После окончания Великой Отечественной войны Евдокия вернулась на родину, к бабушке, в село Куликовское Каменского района Черкасской области. Позже туда приехал и Константин Кочанов, их брак был зарегистрирован в сельском совете.
После войны Константин Ефимович продолжает учебу и получает диплом преподавателя русского языка и литературы, звание учителя средней школы.
В родные края Константин вернулся со своей женой Евдокией Федоровной и с дочерью Людмилой в 1946 году и сразу поступил на должность заместителя директора Богородской школы, а также стал преподавать литературу с старших классах, а затем, практически сразу же, работал директором школы, заменив по возрасту Ворончихина Василия Викторовича.
Увидев 1 сентября на торжественной линейке «подтянутую фигуру в защитной гимнастерке», детвора сразу зашепталась: «Он на фронте был капитаном, а сейчас нам будет преподавать литературу…». На них учитель с первого взгляда произвёл неизгладимое впечатление. Литература стала любимым предметом для многих, даже не самых одарённых учеников. После уроков, несмотря на позднее время, юноши и девушки увлечённо и с энтузиазмом писали самостоятельно сочинения из собственной жизни, литературы. Они были о любви, о героизме, о работе…
К подготовке каждого урока Константин Ефимович подходил творчески. Это были уроки-диспуты, импровизации, разнообразные творческие задания будили ум и чувства. И скучать было совсем некогда. С таким энтузиазмом ученики включались в работу на уроке, что время пролетало как одно мгновенье.
Это был одаренный, эрудированный педагог. В обычной педагогической работе с учениками учитель на своем личном примере как бы демонстрировал – будьте спокойны, аккуратно, добросовестны. Это была его стратегия не только обучения, но и воспитания.
Талантливый человек – талантлив во всем. Константин Ефимович был прекрасным художником. Под его руководством в школе выпускался рукописный журнал «Юность», красочные и интересные стенгазеты, учительский коллектив впервые стал ставить театральные постановки. В спектаклях принимал участие и сам Константин Ефимович. В спектакле "Гроза" он сыграл роль Дикого. Также в спектаклях принимали участие Зязева Елена Васильевна, супруги Сакерины Зоя Михайловна и Гавриил Васильевич. Константин Ефимович вместе с учениками рисовал декорации для спектаклей. По его инициативе впервые был создан краеведческий музей, школьный опытный участок (школьный сад).
Нельзя не сказать о душевных качествах педагога – доброте, отзывчивости. Он интуитивно находил в человеке ту боль, ту внутреннюю озабоченность, ту страну, затронув которую можно было откровенно говорить с ним, поделиться о своих горечах и бедах.
В Богородском у супругов Кочановых родились три дочери. В 1953 году по семейным обстоятельствам семья переезжает в поселок Скальный Чусовского района, где Константин Ефимович работает завучем средней школы. Здесь рождается четвертая дочь Надежда. В конце 1953 года Константин Кочанов получает назначение на должность директора Ново-Пашийской средней школы, кроме этого преподает русский язык и литературу в старших классах.
Евдокия Федоровна с детьми приезжает чуть позже.
На ж/д вокзале их встречает Константин Ефимович с телегой (для перевозки имущества).
Семья Кочановых проживает в одном из помещений школы (в кабинете директора) в течение
года, в 1954 году получает трехкомнатную квартиру на улице Кирова, д.54. п. Новопашийский.
В 1963 году обменивают квартиру на двухкомнатную, также по ул. Кирова, д.58 (так как все дочери,
кроме младшей Надежды, выросли и разъехались на учебу).
Кочановы – родители строгие. Домашняя работа и готовка обедов и ужинов – в обязанностях дочерей, у которых было установлено дежурство. За невыполнение домашних обязанностей наказывали, например, не пускали в кино.
В 1960 г. по личному заявлению Константин Ефимович уходит с должности директора, оставаясь работать преподавателем.
В 1961 году в Новопашийском была построена новая средняя школа, в здание которой переезжает прежняя школа, находившаяся на ул.Свердлова.
В 1962г. Кочанов К.Е. назначается исполняющим обязанности завуча Новопашийской средней школы. Евдокия Федоровна воспитывает дочерей, работает школьным библиотекарем до 1963г., занимается общественной работой.
С 1963 по 1965 гг. К.Е. Кочанов вновь занимает должность директора средней школы. С 1965 по личному заявлению уходит с директорской работы, работает преподавателем русского языка и литературы уже Горнозаводской средней школы (в связи с преобразованием п. Новопашийский в г.Горнозаводск).
В 1974г. К.Е. Кочанов - Отличник народного просвещения, педагог от бога, «Учитель жизни» - выходит на пенсию, но продолжает работать в Горнозаводской средней школе.
20 ноября 1978 года после непродолжительной болезни Константин Ефимович Кочанов скончался…
К.Е.Кочанов был хорошим отцом и дедом. Вокруг него быстро поднималась молодая поросль. Подрастали 4 дочери, потом появились внуки. И на всех у него хватало душевного тепла, заботы, любви. Память о таких педагогах, как Константин Ефимович Кочанов, должна жить в памяти людей. Это был не просто языковед, литератор, поэт, артист, дипломат, строитель. Это был Учитель с большой буквы, учитель жизни.
Из воспоминаний Юрия Ожегова, ученика 8б класса того времени:
"Каждый день для нас были сплошные открытия. Оказывается, всю литературу, что мы учили в 5-7 классах, всех писателей и поэтов, надо было учить заново… И началось…
«Ожегов, к доске! - говорит К.Е.Кочанов, - Расскажи отрывок из «Горе от ума», монолог Фамусова».
Рассказываю: «Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем…».
«Пока плохо, Ожегов, - говорит учитель, - читаешь, как «пономарь», нет романтизма, чувства, толка, расстановки. Давай сначала».
В конце монолога я сделал «неверную расстановку», там были такие строчки: «Она не родила, а по расчетам (пауза) моим – должна родить». Константин Ефимович на полном серьезе обращается ко мне: «Неужели по твоим расчетам?». И весь класс дружно смеется, видя, что учитель находит мне, растерявшемуся «троешнику» поддержку в образовании.
И вот я закончил школу, поступаю в военную академию, стою у списка «троешников» экзамена по литературе. В списке 120 человек, ищу в длинном столбце свою фамилию. Не нахожу. Ниже малый список тех, кто написал сочинение на «двойку». Боюсь читать. Думаю: наверное, там я. Знакомый абитуриент, видя моё «остолбенение», толкает в бок и говорит: «Читай, выше». А там, выше списка «троечников», те, кто написал на «четыре», всего 5 человек. Смотрю и глазам своим не верю: там стоит моя фамилия. И громко, в слезах, закрыв лицо руками, произношу: «Милый мой Константин Ефимович!»
".
Из воспоминаний Маргариты Куликовой, выпускницы Богородской школы 1950 года, которая впоследствии стала учителем русского языка и литературы и работала в Ошланской школе:
«Мой отец погиб на войне в 1942 году, мать осталась с шестью детьми в возрасте от одиннадцати до трех лет. Беспросветная нужда и голод. Но все-таки в таких труднейших материальных условиях мы с сестрой закончили семь классов Ошланской школы.
Решили учиться в Богородской средней школе. Жить надо было на частной квартире, платить за которую нам было нечем. Мать обратилась за помощью к Константину Ефимовичу, и он устроил нас к уборщице школы, и мы безбедно прожили зиму. А потом Константин Ефимович открыл для школы интернат, куда нас определили жить в числе первых… то, что получила образование, то, чем я стала, я обязана Константину Ефимовичу Кочанову»
Из воспоминаний Зориной Раисы Ильиничны, выпускницы 1950 года Богородской школы, бывшего директора Богородской школы 1976-1981 годов, учителя русского языка и литературы Богородской школы:
«Константина Ефимовича знаю, как учителя литературы Богородской средней школы 9-10 классов. Это был одаренный, эрудированный педагог. Помню, как мы, ученики сельской школы, с замиранием сердца ждали его уроки. Эмоциональный, с юмором, рассказы его о произведениях классической и советской литературы поражали нас, мы всецело уходили в мир тех героев, о которых шла речь на уроке. Помню, как он умел одним словом, предложением пристыдить ученика-лентяя.
Поражали его душевные качества: доброта, отзывчивость. Константин Ефимович сыграл большую роль в выборе моей профессии. Я тоже стала учителем литературы, проработала в школе 40 лет и на каждый урок ходила, как на праздник: так мне нравился свой предмет.
Я благодарна, что судьба послала нам такого талантливого педагога, как Константин Ефимович, о котором я буду помнить всю жизнь».
Из воспоминаний Юрия Николаевича Щелчкова, бывшего ученика 5-го класса 1946 года, позже – директора Богородской школы 1981-1991 годов:
«Мы боялись его, боялись из уважения! Его стройная, подвижная фигура, могучий голос, беспрекословный авторитет директора для нас, баловливых малышей, это было вроде земного Бога…»
Из воспоминаний Братухиной Александры Устиновны, ведущего инспектора Богородского районного отдела образования 1950-1959 годов:
«О нем я хочу вспомнить, чтобы такие люди, как Константин Ефимович, как можно дольше жили в памяти, чтобы было у кого поучиться работе.
Кочанов пришел в школу директором в то время, когда старая школа стояла на «курьих ножках», такая старая и разбитая, что в ней не было возможности в ней продолжать работать.
Кочанов сначала обдумал сам, что надо для строительства новой школы. Его, конечно, поддержали. Он работал самозабвенно. Мы, работники РОНО, удивлялись его энергии, его уму, его настойчивости пробивать то или иное начинание. Тяжелый, самоотверженный труд увенчался успехом. Школа была построена (это третья по счету истории Богородская деревянная школа).
Однажды мы пришли в школу после уроков и не поверили глазам. Поздно после уроков в классе ученики: молодые люди, девчата что-то самостоятельно пишут. А работали они увлеченно над сочинениями из собственной жизни, из литературы. Позднее мы читали эти сочинения на совещании директоров, языковедов. Ах! Какие это были сочинения о любви, о героизме, о работе…
Встречаясь с его выпускниками, обязательно слышишь первое их слово: «А где Константин Ефимович… учитель жизни?»
По воспоминаниям Юрия Сырых, выпускника Богородской школы 1950 года, ученика К.Е.Кочанова:
«Константин Ефимович – это Учитель с большой буквы. Осознал я это почти полностью только по прошествии нескольких десятков лет, достигнув некоторой научной технической степени, обучения за рубежом, приобретения ряда специальностей.
Это был не просто языковед, литератор, поэт, артист, дипломат, строитель. Это был учитель жизни!
В 9-м и 10-м классе я был назначен Константином Ефимовичем редактором стенгазеты, часто приглашал меня к себе в кабинет или сам приходил в класс, где мы «лепили» эту газету и запросто с нами разговаривал, остроумно подшучивая над нашими рисунками в газете, «трудностями сбора заметок».
Однажды он подчеркнул, говоря о будущем одного из нас, что жизненный путь человека определяется тремя главнейшими факторами (или обстоятельствами): роком, провидением, волей. Такие высказывания производили на нас, 13-17-летних жителей Богородского, сильное впечатление, поскольку почти большинство из нас в 1950 году в натуре даже не видели паровоза, а радио и телефон были вещами вроде рассказов об НЛО. Телевидения в то время не было.
Он был физически крепким мужчиной, и мы думали, что имеем дело с настоящим «Тарзаном» - героем в то время популярного зарубежного фильма: он был похож на него.
В обычной педагогической работе с учениками он почти не произносил слова «Делай, как я сказал», а демонстрировал своим личным примером: «Делай так, как я делаю». Своим поведением он как бы говорил: спокойно, будьте аккуратны, следуйте добросоветсности, избегайте двуличности, имейте друзей, регулярно делайте перерывы на отдых. Это была его стратегия не только обучения, но и воспитания.
Представьте конец войны, 1947 год. Ресурсов нет. И он, Константин Ефимович, как настоящий воин – победитель, хозспособом решил посроить школу. Учились мы в это время в здании музыкальной школы, в 2-х-этажном здании, которое стоит сейчас у молельной часовни, около угла улиц Советская и Кирова. Деревянная школа под руководством Константина Ефимовича была построена за два года.
В день 150-летия Богородской школы собравшиеся выпускники со всех уголков России единогласно признали Константина Кочанова одним из выдающихся педагогов и деятелей Богородского района».
/По материалам Богородского краеведческого музея, Горнозаводского краеведческого музея, газеты "Заря" от 8 января 2011 года/
Фото1. Кочанов Константин Ефимович. Фото2. Супруги Кочановы с детьми, 1957 год. Фото3. Часть учительского коллектива Богородской школы 1948-49 уч.г. (Кочанов К.Е. - директор). Фото4. Кочанов К.Е. с учениками 9 класса 1948-1949 учебного года. Фото5. Кочанов К.Е. Фото6. Коллектив Горнозаводской школы №1 (1968 год) - Кочанов К.Е. в 1-м ряду 4-й слева.
|