|
 |
|
 |
 |
 |
|
Кассихин Валерий Михайлович
Есть люди, чей жизненный путь мотивирован высокой степенью значимости своего дела. Именно таким является Кассихин Валерий Михайлович, трудовая жизнь которого была отдана Богородской школе, где более 40 лет он преподавал самые сложные предметы - алгебру, геометрию, черчение. Трудное старался делать доступным, понятным, применяя свой оыт, профессионализм, твёрдо веря в успех своего дела.
Приходилось много учиться на курсах усовершенствования. Валерий Михайлович заочно окончил Кировский пединститут, факультет математики. Занимался с учениками не только на уроках, но и дополнительно, и в результате его ученики успешно поступали в вузы и техникумы, справляясь без особого труда со сложными учебными программами.
Вот как отзывается о преподавательской деятельности Кассихина В.М. бывший директор школы Щелчков Ю.Н.:
"Не найдется ученика, который получилбы у Валерия Михайловича незаслуженную оценку. Исключительная принципиальность, пунктуальность в работе. В школе находился до позднего вечера, оказывая помощь тем, кому математика давалась нелегко. Всегда приходил на помощь молодым учителям, делясь с ними опытом работы. Кабинет В.М. Кассихина отличался высоким качеством оформления и его насущной необходимостью. Как известно, в советское время всегда не хватало рабочей силы. Сейчас трудно поверить, но школа своими силами вела ежегодно заготовку дров в пределах 1200 кубометров. Как система было проведение субботников. Даже крышу строящегося интерната делали учителя-мужчины, причём бесплатно, да еще в счёт своего отпуска. Именно так поступал и Валерий Михайлович. Он был хорошим агитатором, лектором, секретарём учительской партийной организации, а значит, в ответе за всю работу школы наравне с директором. По сей день вспоминаю свою подшефную деревню Гришки. Соберутся крестьяне в теплушке, послушают, о чем им поведает учитель, обсудят новости и тем довольны. А он по зимней темени, по осеннему бездорожью возвращается домой пешком по едва видной дорожке. А там его ждут дела, учебные планы, тетради учеников".
Вот что вспоминает выпускница школы 1974 года Балабанова (Хардина) Галина:
"Общение с Валерием Михайловичем - одно из лучших воспоминаний о наших школьных годах. Для нас он был не просто учителем, а мужчиной, на которого можно было равняться: доброжелательный ко всем без исключения, спокойный в любой ситуации, обладавший какой-то особой воспитанностью и интеллегентностью. Для нас, своих учеников, он был настоящим примером для подражания. Он был влюблен в свой предмет. "Продолжение следует", - звучала его коронная фраза после звонка на перемену".
Из воспоминаний выпускницы 1981 года Антковой (Наговицыной) Надежды:
"Учитель истории Илья Мельников в фильме "Доживём до понедельника" в исполнении Вячеслава Тихонова - это наш Валерий Михайлович, красивый, подтянутый, аккуратный, готовый учить и учиться сам, понимающий, что важно не только увлечь своим предметом, но и воспитать, сделать учеников не только знатоками, но и людьми. Особенно запомнились из школьной жизни наши походы: костры, палатки, разговоры на природе. Вообще, все мероприятия, организованные нашим классным руководителем, отличались четкостью и продуманностью. Самое главное качество Валерия Михайловича - это самодисциплина, к которой он приучал и своих учеников: все чётко, ясно, конкретно, сказал - сделал! Воспитанным в нас чувством ответственности и дружбы мы обязаны своему учителю".
Вот что рассказывает выпускница школы 1988 года Чиркова (Колодкина) Наталья:
"Наш выпуск у Валерия Михайловича был последним, и потому он относился к нам как-то по-особенному, по-отцовски, как к своему последнему ребёнку: когда уже за плечами был большой опыт воспитания "старших детей" и есть, что передать "младшенькому".
Как и все учителя "старой закалки", он отличался профессионализмом, требовательностью, порядочностью и тактичностью. Валерий Михайлович уважал учеников, поэтому и ученики вспоминают о нем только с уважением. За свой многолетний добросовестный труд на ниве народного образования В.М.Кассихин имеет награды: медаль "За трудовую доблесть", медаль "За трудовое отличие", "В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина", медаль "Ветеран труда", звание "Отличник народного просвещения", почетные грамоты.
Рассказывает сам Кассихин Валерий Михайлович:
"Родом я из Немского района. Была там некогда деревня Ратник, где жило не одно поколение Кассихиных. Родился 5 декабря 1929 года. Двухлетним ребенком перевезли меня мои родители в село Богородское на своё новое место жительство. С тех пор почти всю жизнь провел здесь и считаю богородскую землю родным краем. Здесь я еще ребенком исходил пешком все окрестные поля и леса. Здесь окончил школу. Как и всем моим сверстникам, детство оборвала война.
Отец, уходя на фронт, сказал мне, двенадцатилетнему подростку: "Валерий, ты старший, и тебе отвечать за семью". А было нас у родителей пятеро. Мать работала в плодопитомнике рабочей, получала мало, и вскоре мы узнали, что такое голод. Придя из школы, я хватал серп, мешок и бежал в поле, чтобы принести домой конского щавеля, клевета - траву, которую мама добавляла в тесто, чтобы испечь "побольше" хлеба для детей. Чистый хлеб был лакомством. Хорошо, что имелась у нас корова, но надо было приложить много сил, чтобы обеспечить её кормом. Мы с мамой вручную накашивали сено, долго ждали свою очередь, чтобы на лошади привезти его домой. Морозными зимами ездили на лошадях в лес, чтобы заготовить на зиму дрова на выделенной делянке. А кроме этого была обязательная работа на колхозных полях. Плохо одетые, полуголые, мы грелись работой и твёрдо знали, что лучшее впереди. Ответственность и чувство долга у нас, как говорится, вошли в плоть и кровь и сыграли добрую роль в дальнейшей жизни.
В 1947 году я окончил школу. Надо было думать о выборе жизненного пути. Но получилось так, что сама жизнь диктовала нам, какой дорогой идти. Хотели с друзьями поступать в военное училище, но после выпускных экзаменов нас комсомол мобилизовал на учительскую работу, так как в школах остро не хватало учителей. Год преподавал детям физику. Сначала было трудно, но постепенно втянулся в работу и стал постигать азы педагогики. На следующий год по направлению военкомата прошёл медкомиссию и поехал поступать в военное училище в Ульяновск. К сожалению, подвело зрение и пришлось вернуться домой. Конец августа, вступительные экзамены во всех вузах и техникумах закончились, но появилась возможность поступить в Учительский институт в городе Омутнинске. Посоветовавшись с отцом, решил поступить в это учебное заведение. Через 2 года получил диплом учителя математики и физики. Меня направили в Верхнекамский район, но Трухина Н.Д., заведующая Богородским РОНО, убедила меня работать в своем районе, и я начал работать в Богородской школе.
В марте 1951 года был призван на воинскую службу. Служить пришлось в Германии, в военном городке близ города Потсдам в полку связистов. Служба не казалась трудной, так как самодисциплина и ответственность помогли и в армии. Демобилизовался в звании сержанта в ноябре 1954 года. Накупив на заработанные марки подарков родным, приехал в Богородское, а 16 декабря 1954 года был принят на работу в Богородскую школу учителем математики, физики, черчения. Здесь работал до 1994 года".
Здесь же, в Богородской школе, Валерий Михайлович встретил свою судьбу. Караваева Людмила Петровна по распределению приехала в БСШ преподавать химию и биологию. В 1955 году молодые люди поженились. По характеру они прекрасно подходили друг другу: энергичную, властную, волевую Людмилу Петровну уравновешивал спокойный, флегматичный, чуть ироничный Валерий Михайлович. Оба были умны, трудолюбивы, преданы учительскому делу. Сближали их и общие интересы: любовь к музыке, хорошей песне, к театру, к чтению книг, к природе. Вскоре родились сыновья, Сергей и Андрей. Пожилые родители Валерия Михайловича жили в семье старшего сына и во всем помогали молодым: и в домашних делах, и в воспитании детей, что давало супругам возможность полностью отдаться любимому делу. Супруги всю работу по дому делали сообща: ухаживали за садом и огородом, домашними животными, воспитывали сыновей и помогали престарелым родителям Людмилы Петровны, которые жили в Унях. В 2016 году супруги отметили 60-летие совместной жизни, красивой жизни.
У каждого из нас в жизни был свой Учитель. Тот, кто дал знания, помог реализовать способности, научил любить жизнь, строить свое будущее. Для многих богородчан таким Учителем стал Валерий Михайлович Кассихин.
/По материалам сборника "Учителя математики и физики" и газеты "Заря" от 5 декабря 2009 года/
|
Пускай вы нынче не в строю
Валерий Михайлович Кассихин в юности мечтал стать офицером, но судьба распорядилась иначе: он всю жизнь трудился учителем в школе.
В годы Великой Отечественной войны в Богородский район эвакуировали несколько детских домов из Ленинградской области. Детдом им.Сталина был расположен в здании Богородской средней школы. Детдомовцы учились вместе с богородскими ребятами и за годы учебы сдружились. Валерий Кассихин был одним из учеников того времени, сыном фронтовика.
Вот что рассказывает сам Валерий Михайлович о том времени:
"В числе воспитателей детского дома был офицер, который организовал из детдомовцев духовой оркестр. Музыка, звучащая на концертах оркестра, завораживала нас, неискушенных деревенских ребятишек. А когда руководитель оркестра предложил нам из школьников создать второй оркестр, желающих было очень много. Конечно, далеко не все смогли овладеть азами музыкального искусства. Лишь самые упорные и способные не бросили на полпути это занятие. И вот со сцены Богородского Дома культуры стали звучать марши и увертюры, мазурки и вальсы юных исполнителей. Офицер, военный музыкант, не только обучал школьников музыке, но и воспитывал у мальчишек воинские качества: организованность, чувство долга и ответственности, умение подчиняться дисциплине".
Валерий играл в школьном оркестре на трубе. Любовь к музыке он сохранил на всю жизнь. Лейтенант ходил в офицерской форме, его подтянутость, воинская выправка невольно вызывала у воспитанников желание ему подражать. Валерий и его друзья решили после окончания школы поступать в военное училище. Отец, вернувшийся с фронта, поддержал намерение сына стать военным. Военкомат направил пятерых друзей на учебу в Ульяновское военное училище связи.
Стояло лето 1948 года. Пройдя в Кирове медицинскую комиссию, будущие курсанты на пароход, сначала по Вятке, а потом по Волге, поплыли в город Ульяновск. Мест в картах не было, поэтому все трое суток пути они находились на палубе. Любовались красотой Волги, рассматривали плывущие по реке баржи, катера, корабли. К сожалению, поступить в училище удалось только двоим, - Валерия подвело зрение.
Вернувшись домой, он по совету родителей решил поступить в педучилище. Это было правильное решение. После окончания училища Валерия Михайловича призвали в армию. В марте 1951 года призывников Богородского района отправили в Зуевку. Добирались до станции на лошадях, другого транспорта тогда не имелось. От Зуевки до Кирова ехали на поезде. Там прошли курс молодого бойца. Валерия Кассихина направили служить в Германию в Государственные Оккупационные войска. Десять суток были в пути, и вот молодые солдаты вышли из поезда на перрон немецкого города Потсдам. Волновались - ведь они приехали за границу. Все было новое. необычное, не русское: и города, и деревни, и люди, и техника. Везде чистота, аккуратность. Дороги в идеальном состоянии, в основном асфальт и брусчатка. Вдоль дорог посажены фруктовые деревья. В Потсдаме в мае 1945 года проходила знаменитая конференция глав правительств, союзников Второй Мировой войны. Сталин. Черчилль и Трумэн решали здесь судьбу Германии, судьбу Европы. В семи километрах от Потсдама в военном городке проходили службу русские парни. Многие строения, казармы остались от гитлеровской армии. В геббелевской конюшне, например, расположилась солдатская кухня и столовая.
В.Кассихин был направлен в артиллерийский дивизион гвардейского полка, где он после окончания школы связистов стал служить в должности радиотелеграфиста.
Вот что он вспоминает об этом:
"Как служилось? Дисциплина в подразделении была строгая, жизнь шла по Уставу. Все занятия по основным дисциплинам проходили только в полевых условиях, на стрельбищах. Солдат приучали к условиям, близким к боевым: еженедельно, независимо от погоды, делались многокилометровые походы с полной боевой выкладкой. Много внимания уделялось строевой и физической подготовке. Высокая требовательность предъявлялась на занятиях по типографии, связи. Изучали азбуку Морзе, устройство радиостанций, учились на них работать. О "дедовщине" не было речи. Даже слова такого не знали. Наоборот, старшие помогали молодому поколению переносить тяготы армейской службы. Командование добивалось, чтобы каждый солдат неустанно работал над повышением своей сознательности: изучал опыт войны, систематически читал газеты, политическую и художественную литературу. Для военнослужащих показывали документальные и художественные фильмы. Художественная самодеятельность, спортивные соревнования, трудовые десанты, политзанятия - все это расширяло кругозор воинов, повышало культуру. Все пригодилось впоследствии на гражданской службе. Молодые бойцы и младший командный состав были комсомольцами. Комсомольская организация помогала командованию воспитывать молодежь в духе патриотизма, служения Родине и народу, уважения к армии, к её славному боевому прошлому, готовности защищать рубежи Отечества, не щадя своей жизни".
Валерий Кассихин был в числе лучших военнослужащих, и его комсомольцы избрали секретарем комсомольской организации артдивизиона. Командование отмечало безупречную службу молодого связиста благодарностями в приказе. На втором году службы Валерия назначили командиром отделения связи. Его, как отличника боевой и политической подготовки, сфотографировали на фоне Боевого Красного знамени полка (на фото). Приказ гласил: "Гвардии младший сержант В.М.Кассихин награждается за высокие показатели по боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину". Фотография вместе с благодарственным письмом была выслана родителям Валерия Михайловича.

Служба шла успешно. Командование предлагало ему дать направление в военное училище, остаться на сверхсрочную службу, но он всей душой рвался на родину. Приезжая в отпуск домой, Валерий видел, как бедно жили его родные, как плохо они одеты и как трудно купить самые необходимые вещи. Военнослужащие получали зарплату 10 марок в месяц. Валерий скопил деньги и перед демобилизацией купил родным по хорошему подарку. А отцу приобрёл яловые сапоги, о которых тот мечтал. Правда, для этого Валерию пришлось продать свой фотоаппарат, с которым он не расставался все три года службы. Костюм, приобретенный в Потсдамском универмаге, очень пригодился молодому учителю для работы в школе.
И вот долгожданный приказ... Прощай, Германия. Здравствуй, Россия!
/По материалам газеты "Заря" от 27 февраля 2010 года/
|
 |
|
|
 |
 |
|