Ашихмина Тамара Яковлевна
Воспоминания о родителях и детстве
Родилась я предпоследним, десятым ребенком в крестьянской семье 25 мая в селе Ряби Верхобыстрицкого сельского совета Вожгальского района Кировской области - в победный май, когда вся страна ликовала и праздновала Победу 1945 года. Для нашей семьи День Победы был и радостным, и со слезами на глазах. В один день на фронт были отправлены наш папа - Яков Матвеевич Ашихмин со своим старшим сыном, нашим братом, Алексеем, только что окончившим Богородскую среднюю школу. Мама, Мария Владимировна Ашихмина, осталась с четырьмя несовершеннолетникми детьми одна. 6 января 1944 года из войсковой части полевая почта 92971 маме пришло извещение следующего содержания: "...Ваш сын, младший сержант Ашихмин Алексей Яковлевич, уроженец Кировской области Богородского района с.Богородское, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге. проявив геройство и мужество, был убит при выполнении боевого задания. Похоронен: Смоленская область, Усвятский район, д.Б-Молитвено". Папа по состоянию здоровья был демобилизован и вернулся с фронта в августе 1944 года. Награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг". По возвращении с фронта, как коммунист, он был направлен председателем колхоза в село Ряби Вожгальского района, где я и родилась, затем также в мае 1947 года появилась в нашей семье еще одна девочка, моя младшая сестрёнка Люба. Со своим родным гнездом - селом Ряби - ни я, ни Люба не знакомы, так как уже в 1948 году папу, как "десятитысячника", направили председателем колхоза в другой район. Он попросил, чтоб его послали В Богородский район, в свою родную деревню Уфимцы, которая была центральной усадьбой колхоза им.Калинина. В этой деревне он 19 марта 1896 года родился. Был первым ребёнком в семье Ашихминых - Матвея Федотовича и Натальи Яковлевны. Назван в честь деда по линии своей мамы. Кроме него, в семье было еще 4 сестры: Елена, Александра, Анна и Пелагея. Родители занимались строительный работами, имели пасеку.
Фото1.Отец Яков Михайлович Ашихмин. Фото2.Старший брат Алексей (довоенная фотография). Фото3.В кругу семьи и друзей (в первом ряду слева - брат Аркадий, мама Мария с дочерью Любой на руках, сестра Венера, папа Яков Михайлович с дочерью Тамарой на руках)
Мама моя, Мария Владимировна Ашихмина (Копосова - девичья фамилия), родилась 25 января 1904 года в д.Трубицы Богородского района, в большой многодетной (11 девочек и 1, последний, мальчик) семье зажиточных крестьян Копосовых - Владимира Харитоновича и Анастасии Кирилловны. Отец её имел маслобойню, на которой производили льняное масло. Также из льна делали волокно, пряли пряжу и на станке ткали различные ткани. Вся семья работала на это производство, наёмных людей не было. В период раскулачивания маслобойню у деда отобрали, но его никуда не сослали, так как у него была очень большая семья и, кроме того, при производстве масла и пряжи не использовался чужой наёмный труд. Из всех сестёр моя мама отличалась большими способностями к рукоделию, умела красиво вязать и научилась шить. Отей ей купил швейную машину, на которой она шила одежду для всей округи. Из соседних деревень приезжали за ней на лошадях, увозили вместе со швейной машиной, она там жила, шила любую одежду для них, расплачивались с ней, чем могли. При этом она сама стала одеваться значительно лучше своих сестёр и подруг. В её сундуках было много нарядов из красивых тканей, шалей, платков, полотенец из тонкого льна, модной для того времени кожаной обуви, туфель на каблучках, и на каждые из них были куплены резиновые калошки по форме туфель. Нашей старшей сестре, Вере, крупно повезло, так как на любые вечеринки она сама надевала мамины наряды и подруг принаряжала. Нам с Любой тоже кое-что досталось: из запасенных еще до замужества ею тканей, красивых в сборку юбок мама шила нам платьица, шапочки, плащики, курточки. Все было одинаково, может, поэтому нас в детстве считали двойняшками.
С детства нас очень любили родители. возможно, от того, что мы слишком отличались по возрасту от своих сестёр и братьев, все они были довоенные, а мы с Любой - послевоенные. Не помню ни одного случая, чтобы папа или мама повысили на нас голос, не говоря уж о том, чтобы пригрозили ремешком. Мы тоже очень любили папу, охотно провожали его на работу, куда он ходил пешком и нёс младшую сестру на плечах, а меня всегда брал за руку. Запомнила навсегда последний день нашего общения с папой. ВСех директоров районных пищекомбинатов пригласили в г.Киров на областное совещание. Это было летом, в июне 1955 года, мы были на каникулах. Автобусов в то время не было. Папе нужно было ехать из села Богородского до станции Зуевка на грузовике с лавками, с брезентовым покрытием, а оттуда - поездом до Кирова. Мама разбудила нас утром и сказала, что папа уезжает. Мы с Любой быстро собрались и пошли его провожать, как всегда, Люба на плечах, а я рядом, держась за руку. Папа обнял нас, поцеловал, сел в машину, и мы ему помахали руками. Это было последнее прощание с ним. В Кирове у папы случился приступ, его увезли в областную больницу, и там он от кровоизлияния в мозг умер.
Мама вновь осталась одна с тремя несовершеннолетними детьми: это мы с Любой и Аркадий, которому в то время было 14 лет. Мама испугалась, что нас троих ей не поднять и приняла решение уехать из села Богородское в деревню Уфимцы, рассчитывая, что на молоке, ягодах и грибах мы выживем. Конечно, так и получилось, только нам, таким маленьким, пришлось ходить в школу за 12 км от дома и зимой жить в школьном интернате.
Особо хочу сказать о нашем брате Аркадии. Рос он немножко хулиганистым, любил подраться, особенно, если кто-либо мог обидеть его или нас, его младших сестренок. Во всем и всегда он был нашим защитником, сверстники его занли о том, что нас никто не должен обидеть. Нас он любил, но порой был с нами очень строгим. Многие ребята, даже девочки, в то время начинали покуривать. Брат сказал: "Убью, если узнаю, что хоть раз попробуйте сигарету", - и мы его побаивались, не шутили с этим делом. Однажды он чуть не сжёг нас и наш дом. Приготовил нам яичницу на таганке, прихватил сковородку полотенцем и бросил его на полочку, покормил, закрыл нас в доме, а сам убежал купаться на пруд с ребятишками. Полотенце разгорелось, огонь пошёл на дом, мы ничего не могли сделать, плакали, задыхаясь от дыма. К счастью, доярки с фермы, подоив в обед коров, возвращались домой и увидели, что валит дым из щелей окон нашего дома. Они сорвали замок, залили водой огонь и вывели нас на улицу. Все обошлось благополучно, брат переживал сильно и больше старался не оставлять нас одних. Он не любил брать лесную землянику и отправлял нас в лем с подругами. В те годы этих ягод в сезон было видимо-невидимо, взрослые шутили: не поляна, а красный плат. Не исходя с одного места, можно было набирать целые бидоны и чайники, в день ходили порой по 2-3 раза. За малиной он нас одних не отпускал, видимо, боялся, что можем потеряться в малиннике, а, возвращаясь домой, всегда сам нёс собранную нами малину.
Но самым любимым занятием для брата был поход за грибами - за груздями он нас не брал, а вот за белыми грибами, которые нужно было срезать под колючими елками, он нас любил брать. Он, по-моему, знал, под какой елкой какой гриб растёт. Обычно шел по тропинке, мы - за ним, останавливаясь, говорил: "Тома, ты лезь под эту ёлку, а ты, Люба, - под другую. Вы маленькие, вам легче пробраться под колючую ёлку", - и мы, счастливые, выбирались оттуда со срезанными белыми грибами, а он измерял их по лезвию своего ножика, многие, чуть больше размером, забраковывал и не давал положить в корзинку. Мы порой плакали, а брат говорил: "Не расстраивайтесь, впереди будут еще красивее", - и оставлял не понравившиеся ему грибы на тропинке. Так продолжалось, пока корзинка не была заполнена отборный грибами. Место, где мы тогда жили, - д.Уфимцы, было богато рыжиками, да и сейчас, знаю, многие кировчане ездят туда за грибами. За рыжиками мы ходили с ведерками на коромысле. В одно ведро собирали рыжики по копейке - мама солила их в стеклянной четверти дома, а во второе ведро брали рыжики размером не более пятака - такого размера принимались рыжики в магазин ценою 5 копеек за ведро. Для нас это были хорошие деньги. Билет в кино стоил 5 копеек. Мы с Любой собирали рыжики, крупные грибы совсем не брали, а братик их уносил домой и сдавал в магазин. Всю тяжелую работу он брал на себя.
Фото1.Брат Аркадий Яковлевич. Фото2.Брат Геннадий Яковлевич. Фото3.Брат Леонид Яковлевич
Так мы и росли, опекаемые вниманием и заботой о нас старшего брата. Нас очень расстроило, когда после окончания 8-го класса он больше не захотел учиться, как только его мама ни уговаривала, запросил велосипед, чтобы ездить в школу, - она ему купила, затем запросил гармошку - тоже просьбу его выполнила. Однако, проучившись с полгода, брат все-таки бросил школу и не стал учиться дальше. Кстати, никто из его сверстников в то время из этой и других деревень после окончания 7-го класса более не учился, а ходить в школу надо было за 12 км от дома. Затем брат подрос, его призвали в армию, и мы с мамой остались одни без мужской помощи. К этому времени я училась в 7-ом, а Люба - в 6-м классе. Вся тяжелая работа, в том числе заготовка дров для дома, сена для коровы, доставка домой питьевой воды с ручья, который был от нашего дома на расстоянии около 1 км, - все это делали мы вместе с мамой.
Помню, сено заготовлять на лугах и полях можно было только для колхозной фермы, а для себя можно было косить только в неудобных для косьбы местах, и почему-то косили все только ночью. Мама нас с Любой брала с собой, расстилала одеяло, закрывала нас пологом - мы порой так и засыпали, а она косила. По окончании работы зелёную траву погружали в плетень, и она несла груз на себе. Только позднее мы догадались, почему она брала нас на покос: ночью ей одной в лесу было страшно, а мы были рядом, и ей спокойнее за нас и за себя. Когда мы еще подросли, мама научила нас косить, и я, например, не уступала ей в этом, только она не позволяла нам самим точить косу, боялась, что обрежем пальцы или - еще хуже - руки. Поэтому я хорошо умею косить, а точить косу так и не научилась.
С 8-го по 10-й класс вся тяжёлая работа в помощь маме по дому легла на меня. Люба помогала во всем, но была младшей сестрой, и ей доставалась работа полегче. Летом мы с ней пилили дрова, я научилась от брата колоть их, поэтому все дрова колола, а Люба складывала в поленницу. Научились доить корову, когда еще брат был с нами. Мама - на работе, а в обед надо идти в поле и там доить корову, мы втроём бежим с ведерком, в котором несём воду, и берем полотенце. Бурёнка у нас была очень славная, чужих пыталась припугнуть своими рогами, а нас, видимо, любила - с места не сдвинется, пока её доим. С двух сторон мы с братом наклонялись, мыли вымя, протирали полотенцем и доили, как могли, так как при дойке нужно прикладывать особые усилия, а для детских рук это трудновато. Молоко у нашей буренки было вкусное, самое жирное из всего стада коров, но обычно надаивали немного. Мама делала из него и топлёное, и варёное молоко, и творог. Был свой сепаратор, с помощью которого из молока получали сметану, какую надо было: можно было получить густую или пожиже, так и регулировали его. Вкус того топленого молока и сметаны помню и сейчас, потому, может, уехав из деревни учиться в институт, я долгие годы не могла прикоснуться к городским молочным продуктам, да и в настоящее время не очень люблю и не употребляю кефир, ряженку и другие молочные изделия.
Я благодарная маме за то. что она с детства приучила нас к труду, научила шить, вязать, воспитывала в строгости, мы обязательно должны были спросить разрешения пойти в клуб, назначала время, в которое мы должны быть дома, если опаздывали, шла обязательно встречать и журила по этому поводу.
Фото1.Мама Мария Владимировна Ашихмина у дома сына Геннадия. Фото2.Тамара Ашихмина среди одноклассников Богородской школы. Фото3.Новогодний школьный вечер (Тамара Ашихмина в костюме планеты Венеры в центре)
Мы с сестрой учились хорошо, маму никогда из-за нас не вызывали в школу. Годы учебы в Богородской средней школе запомнились активным участием в художественной самодеятельности (танцевала, читала стихи, выступала в составе акробатической группы на концертах), в спортивных соревнованиях и математических олимпиада. Запомнилось классное мероприятие, посвящённое новогоднему празднику. к которому все одноклассники шили костюмы космических планет, мне досталась планета Венера. После этого за каждым закрепилась кличка с названием планеты. Например, у Капы Обуховой была роль планеты Марс. Недавно она меня поздравила с Новым годом, и я не сразу узнала её голос, а, когда она сказала: "Да это же планета Марс тебя поздравляет!" - мне стало понятно, кто это позвонил.
Нам очень повезло, когда классным руководителем у нас стала молодая выпускница педагогического института, учитель химии Людмила Петровна Кассихина, она тогда работала в школе вместе со своим мужем Валерием Михайловичем, который вёл у нас геометрию и черчение. Людмила Петровна старалась быть с нами на всех мероприятиях, знала наши семейные трудности и помогала всем, чем могла. После окончания 10-го класса из 28 выпускников 19 человек поступили учиться в разные вузы с химическим уклоном.
Маме нашей она тоже советовала не держать нас рядом, а отпустить учиться в институт. Однако в то время никто из подростков деревни, где мы жили, даже 10 классов не дотянул - уезжали в города к родственникам, там и оседали. Надо отдать должное нашей маме. Она очень хотела, чтоб мы учились, поступили в вуз. Повторяла нам часто: "Последнюю юбку продам, только учитесь".
Младшая сестра Люба, окончив 9 классов, поехала со своей подругой учиться в Санчурское медицинское училище, хотя о медицинском образовании никогда в доме речи не было. Я в этот же год окончила 10 классов, подготовила все документы для поступления в политехнический институт, утром сдала конверт на почту. Днем за обедом я сказала об этом маме, она очень обрадовалась, и в этот момент Люба сообщила, что она тоже подала вчера документы в Санчурское медучилище. Мама заплакала: "Как же так, ведь мне двоих вас сразу нечем будет поддержать и не проучить". Люба сказала, что она все равно поедет учиться, тогда я быстренько собралась и побежала на почту, спросила тётю Лину, отправила ли она сегодняшнюю почту в Богородское, оказалось, что она ждет почтовую машину - с минуты на минуту должны приехать и забрать. Я уговорила её вернуть мне пакет, таким образом, я отказалась от поступления в институт. Классный руководитель Людмила Петровна Кассихина, когда узнала, что я не буду поступать в политехнический (в школе у меня и сестры Любы были большие склонности к математике и химии, выигрывали многие олимпиады, были главными соперниками в математике и спортивных состязаниях), пожурила меня и тут же пообещала поговорить с директором школы, так как освободилось место старшей пионервожатой: "Начни работать в своей школе". Благодаря этой заботе обо мне классного руководителя я свой трудовой путь начала с должности старшей пионервожатой Богородской средней школы. На этом детство закончилось, и началась большая неизведанная дорога жизни.
Фото1.Тамара Ашихмина (стоит вторая справа) с друзьями по классу. Фото2.Тамара Ашихмина (1965 год)
Трудовая деятельность и учёба в институте
Несмотря на то, что, когда я училась в школе, была комсоргом и старостой класса, кроме того, выполняла обязанности классного руководителя на общественных началах в качестве шефской помощи в классе, где училась моя сестра (заболела их классный руководитель, и нас, старшеклассников, попросили у них эту работу проводить, из класса я одна осталась), - то есть был какой-то небольшой опыт общественной работы, но 1 сентября я пришла в школу в должности старшей пионервожатой с большой тревогой. Не справлюсь, не смогу руководить всей большой пионерской дружиной школы - об этом думала я, пока шла до школы, а, когда пришла, нужно было прямо в первый день провести общешкольную пионерскую линейку, которая проходила во всех школах страны и называлась Всесоюзной пионерской линеикой. Раскачиваться было некогда, бы¬стро собрала актив, каждому поручила, что нужно сделать, зашла к директору, попросила выступить с приветствием. Во всех классах первый урок был посвящён этому событию. Всё прошло организованно, и в конце дня директор С. Я. Прилуков пригласил меня в кабинет. Я шла, затаив дыхание, думала — пожурит меня или выгонит, а он поздравил с первым трудовым днём и похвалил: «Молодец, так и продолжай работу, пионерская дружина школы должна быть лучшей в районе».
Таким образом, цель была поставлена с первого трудового шага, со старта - быть лучшей, и это стало приоритетом во всей моей дальнейшей жизни. Педагогический коллектив нашей школы был в те годы образцовым, все учителя - с высшим образованием, молодые, красивые, особенно наш классный руководитель Людмила Петровна Кассихина. А какие были учителя русского языка - Дарья Ивановна Останина и её муж, учитель немецкого языка, Михаил Васильевич, участник Великой Отечественной войны! Они, к тому же, были организаторами художественной самодеятельности не только в школе, но и в Богородском районе. Михаил Васильевич (редко на урок немецкого языка приходил к нам без аккордеона) учил нас не только говорить, но и петь на немецком языке. В памяти осталась увлечённая своей геометрией и алгеброй, сильный математик Александра Ефимовна Колодкина — задачи решала, как орешки щёлкала, и нас с сестрой заразила математикой. Люба после Санчурского Училища отработала в Кирсинской больнице 3 года и поняла, что это не её стезя. Поступила в педагогический институт на математический факультет и после окончания была по распределению направлена в Песковскую среднюю школу Омутнинского района, а затем, переехав в г. Киров, 30 лет отработала Учителем математики в 58-й школе.
Во мне же победил дух химика, и через год работы в школе, в 1963 году, я уже уверенно шла поступать в Кировский государственный педагогический институт на естественно-географический факультет, отделение "биология-химия". Конкурс был тогда - 4 человека на место. Набор на наше отделение был большой - 100 человек, набирали 3 группы по 33-34 человека, кроме того, ввиду большого конкурса в каждую группу включали по 3-4 человека так называемых "кандидатов", на случай, если кто-либо не сможет учиться, то на его место зачисляли успешного "кандидата". Вступительные экзамены сдала успешно и была зачислена студенткой КГПИ. На первом-третьем курсах была комсоргом группы, на четвертом-пятом - членом комитета комсомола института. Учиться в институте нравилось, особенно любила все дисциплины по химии. На экзаменах шла всегда в первую шестёрку. почему-то меня часто преподаватели вызывали к доске и просили без подготовки сдавать экзамен, сразу отвечая, писать уравнения реакций на доске. Зачастую я вместо отличной оценки получала из-за этого хорошую, порой расстраивалась, но, что поделаешь, - отвечать без подготовки всегда трудновато. Запомнилась на 4-м и 5-м курсах педагогическая практика. В школе №22, куда нас, пятерых из группы, направили на пед.практику, нас встретили опытнейшие и строгие учителя химии. К каждому уроку мы серьёзно готовились, обсуждали содержание конспектов и демонстрационного эксперимента. В школе учились дети элиты городской власти, руководителей предприятий, начитанные, некоторые из них слишком самоуверенные. Допустить ошибку на уроке было непозволительно, отношение учеников сразу менялось. У одной из наших практикантов по данной причине не было должной дисциплины на уроках, мы все пытались ей помочь. Проводили много внеклассных мероприятий, привлекали учеников к их подготовке, и ситуация изменилась. Практику все закончили на "отлично".
Вторым направлением нашей учебы в институте была подготовка к работе в школе по предмету "Биология". Не могу сказать, что я биологию любила так же, как химию, но отдельные предметы мне нравились. Просто мне всегда было страшно подумать, глядя на муляжи, что это были живые существа, а их заформалинили. Я не могла взять лягушку в руки - у меня был панический страх, другие студенты относились к этому спокойно. Видимо, такое чувство мне передалось по наследству от отца. Однажды с ним произошёл жуткий случай. Работая председателем колхоза, он приехал на сенокос, где убирали сено в стога, все сели отдохнуть, видимо, шутили, баловались, и кто-то из девчат ради шутки подкинул ему за ворот рубашки лягушонка. Никто подумать не мог, чем это могло обернуться. Папу еле живого довезли до больницы, так ему стало плохо.
В то же время я очень любила ботанику, физиологию растений. Мы ставили интересные опыты. Очень ждали всегда полевую практику, выезжали, например, всем курсом в с.Коршик Оричевского района, жили там в школе. Кроме учебных занятий, мы активно участвовали в различных кружках, секциях. Обязательным было посещение занятий по киноделу, так нас готовили для работы в школе, и каждый учитель должен был уметь работать на киноустановке. В институте работали разные кружки, я записалась на курсы баяна и очень любила эти занятия. Баян под залог студенческого билета нам выдавали домой, и я в комнате с девочками репетировала уроки музыки. На третьем курсе записалась в кружок автомобилистов, посетила все занятия, прошла теоретический экзамен с одного раза и практический по вождению тоже сразу сдала. После этого получила удостоверение на вождение машины, а за руль своей машины села только через 45 лет. Из физкультурных занятий в институте я выбрала специализацию: игры - волейбол, баскетбол. Но при этом каждый студент вуза должен был выполнить норматив ГТО по разным спортивным видам. Накануне соревнований предстояло сдать норматив ГТО по лыжам. Преподаватель сказала: "Будете сдавать до тех пор, пока не справитесь с нормативом". Я решила: к чему много раз сдавать, пробегу раз и получу зачёт. Результат получился лучший из лучших. На другой день вечером преподаватель по физкультуре пришла в общежитие, принесла мне лыжи с ботинками и сказала, что я включена в сборную института: нужно будет бежать "эстафетную тройку" и защищать честь вуза на соревнованиях. Я долго отказывалась, убеждала, что бегаю плохо, что со школы мне лыжи поднадоели, но меня убедили девочки по комнате, с которыми я жила, постыдили за то, что преподаватель просит, а я "выкручиваюсь", пришлось согласиться. В этот день после ужина мы коллективно поели жареных семечек, и у меня, как назло, случился приступ аппендицита. Вызвали скорую помощь, но, пока она ехала, мне стало легче. Врач осмотрел и сказал, что необходимо ехать в больницу на операцию. А какая операция, если я только что пообещала преподавателю выступить на соревнованиях за институт, в связи с этим ехать в больницу решительно отказалась. На мой отказ врач сказал: "Умирать будешь - больше скорой не вызывать!" - и уехал.
Утром, в воскресенье, я собралась, взяла лыжи и поехала к трамплину, где были назначены соревнования. В "эстафетной тройке" от института меня поставили замыкающей. Первая стартовавшая студентка на трассе упала, вторая - к финишу пришла последняя. Мне предстояло исправить положение. Лыжню не знала, летела, как самолет, обошла всех, но перед финишем, метров за 10-15, словно искры из глаз! Больше ничего не помнила, очнулась в больнице, когда уже сделали операцию - вырезали аппендицит. Позднее узнала, что все-таки до финиша я добежала первой. В результате команда пединститута победила. Вот что значит - дать слово и сдержать его, чего бы это ни стоило, с таким принципом живу всю свою сознательную жизнь.
Фото. Тамара Яковлевна Ашихмина в разные годы
Основные даты биографии Тамары Яковлевны Ашихминой
1945, 25 мая - в семье Ашихминых Якова Матвеевича и Марии Владимировны родилась дочь Тамара.
1948 - переезд семьи в Богородский район.
1952-1962 - обучение в Богородской средней школе.
1960 - вступление в члены ВЛКСМ.
1962-1963 - старшая пионервожатая в Богородской средней школе.
1963-1968 - обучение на естественно-географическом факультете КГПИ им.В.И.Ленина.
1968-1971 - секретарь комитета ВЛКСМ КГПИ им.В.И.Ленина.
1968 - участница Всемирного фестиваля молодежи и студентов "За мир, солидарность и дружбу" в Софии (Болгария).
1971-1972 - старший лаборант, ассистент кафедры химии КГПИ им.В.И.Ленина
1972-1973 - второй секретарь Первомайского райкома ВЛКСМ, потом Кировского горкома ВЛКСМ.
1973-1976 - аспирант очной аспирантуры при Ярославском педагогическом институте им.К.Д.Ушинского по специальности "Неорганическая химия".
1975, 9 декабря - защита диссертации с присуждением учёной степени кандидата химических наук.
1976-1984 - старший преподаватель, доцент, заведующая кафедрой химии КГПИ им.В.И.Ленина.
1984-1987 - секретарь Кировского горкома ВЛКСМ.
1984-1990 - депутат Кировского городского и областного Советов народных депутатов.
1987-1990 - заведующая отделом пропаганды и агитации, секретарь Кировского обкома КПСС.
1990-1997 - доцент, профессор кафедры химии КГПИ им.В.И.Ленина.
1990 - инициатор создания и руководитель проблемной экологической лаборатории КГПИ им.В.И.Ленина.
1996 - присвоено ученое звание профессора кафедры химии.
1997 - руководитель группы научного сопровождения предпроектных и проектных работ по уничтожению химического оружия в Кировской области.
1997-2016 - заведующая кафедрой химии ВятГГУ.
1999-наст.время - научный руководитель и заведующая научно-исследовательской лабораторией биомониторинга Института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН и ВятГГУ.
2000 - присвоено почетное звание "Заслуженный работник высшей школы РФ".
2003, 22 февраля - защита докторской диссертации, решением Высшей аттестационной комиссии присуждена учёная степень доктора технических наук.
2004 - присвоено почетное звание "Заслуженный работник ВятГГУ".
2007 - награждена почетным знаком "За заслуги перед городом".
2007-наст.время - организатор и главный редактор общественно-научного журнала "Теоретическая и прикладная экология", включённого в перечень рецензируемых журналов ВАК.
2008 - награждена нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования РФ".
2009-наст.время - член Общественной палаты Кировской области I,II,III созывов.
2014 - присовено звание "Почетный гражданин города Кирова".
2015 - награждена почетным знаком "За заслуги перед Кировской областью".
2017-наст.время - заведующая кафедрой фундаментальной химии и методики обучения химии ВятГУ.
/По материалам книги "Почетные граждане города Кирова. Книга 25. Т.Я.Ашихмина. Учёный. Химик-эколог. Педагог. Общественный деятель" - НКО "Золотой фонд Вятки", 2017/
|